Под
кризисом семи лет понимается
возрастной кризис ребенка, когда заканчивается дошкольный период жизни и
начинается новый школьный. В зависимости от различных социальных факторов
кризис у ребенка, может наступить и раньше: с шести лет или восьми.
Основными
симптомами кризиса семи лет
являются: кривляние, манерность и непослушание. Ребенок либо идет на открытый
конфликт, либо делает вид, что не слышит взрослых. И в том и в другом случае
поведение ребенка является признаками кризиса.
Кризис
семи лет связан с изменениями не только внешними, но и внутренними.
Именно в этом возрасте на физиологическом уровне происходит интенсивное биологическое созревание детского организма. К семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий. К шести-семи годам возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают. Для детей характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, симптомы и синдромы страхов, проявления агрессии.
О
наступлении у ребенка кризиса семи лет свидетельствуют различные поведенческие
реакции:
Именно в этом возрасте на физиологическом уровне происходит интенсивное биологическое созревание детского организма. К семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий. К шести-семи годам возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают. Для детей характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, симптомы и синдромы страхов, проявления агрессии.
- пауза
(это наиболее распространенная реакция ребенка, и в данном возрасте, выражается
в том, что после поступления какого-либо указания и просьбы взрослого ребенок
либо не выполняет действие, либо всячески его оттягивает, т.е. не слушается.
Создается впечатление что дети "не слышат, о чем их просят", "делают
вид, что не слышат", родители отмечают, что раньше такого не было, и часто
не могут понять, с чем связано такое поведение);
- спор (данная реакция выражается, в том,
что, когда родители просят ребенка о чем-либо, он начинает возражать и
оспаривать мнение взрослых, наиболее часто ребенок приводит следующие аргументы
сравнения: «Почему ему можно, а мне нельзя». Это связано с тем, что ребенок
считает себя уже взрослым, потому что он большой, он ходит в школу и ему тоже
должно быть можно);
- хитрость (ребенок нарушает привычные
требования в скрытой форме и эта реакция ребенка направлена на избежание
наказания, за какой-либо проступок. Для ребенка это своего рода игра);
- непослушание (ребенок отказывается от
выполнения обычных повседневных обязанностей, которые раньше выполнял
беспрекословно);
- самостоятельность (ребенок, стремится
делать самостоятельно какие- либо новые дела, которые делают взрослые. Важным
показателем возникающей на седьмом году самостоятельности является то, что
ребенок выбирает дела и сферы обязанностей, ранее ему не принадлежавших).
Поскольку
в возрасте семи лет у ребёнка основными потребностями являются уважение к нему
и стремление стать взрослым, то мы должны создать для ребёнка условия, в
которых он мог контролировать свои действия самостоятельно, без указания
взрослых. Одним из выходов может служить система самоконтроля: списки добрых
дел, дневник хорошего поведения, распорядок дня, личный дневник.
Таким
образом, можно сказать, что кризис семи лет проявляется у современных детей и
зависит от комплекса различных факторов, включая воспитание, уровень развития и
подготовки к школе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий